• Страница 1 из 1
  • 1
Форум » 12 КЛАСС » Консультирование » Методы исследования семейных отношений
Методы исследования семейных отношений
Marina_OstriogloДата: Воскресенье, 27.11.2016, 20:02 | Сообщение # 1
Генерал-лейтенант
Группа: Админ
Сообщений: 583
Статус: Offline
Объективные методы – специально разработанные задания, предназначенные для диагностики определенных психологических качеств. Выбор диагностических методик должен быть основан на следующих критериях: валидность, орудийность, операциональность, надежность.
Для оценки эффективности психокоррекционной работы необходима диагностика межличностных отношений, семейных отношений, самоотношения и социально-ролевых отношений.
Диагностику следует проводить до и после проведения психокоррекционной работы. Сравнительный анализ позволяет выявить динамику значимых переменных.
Существуют следующие виды и способы диагностики:
I. Диагностика самоотношения.
1. Шкала детской Я-концепции Пирса-Харриса.
Личностный опросник, направленный на измерение самосознания. Предназначен для обследования детей в возрасте от 8 до 16 лет.
Опросник включает 80 утверждений, касающихся отношения к своему «Я», а также тех или иных обстоятельств и ситуаций, связанных с проявлением самоотношения. Формулировки пунктов опросника основываются на коллекции детских утверждений относительно того, что детям обычно в себе нравится и что не нравится. Пункты построены в виде утверждений, на которые требуется ответить либо «Да», либо «Нет».
2. Опросник самоотношения.
Личностный опросник, направленный на исследование комплекса факторов отношения к себе. Методика содержит 62 пункта, сформулированных в виде утверждений, включает 4 шкалы:
·   Самоуважение – отражает аспекты самоотношения к своим способностям, энергии, самостоятельности, оценки возможности контролировать свою жизнь, степень веры в свои силы.
·   Аутосимпатия – шкала на позитивном полюсе объединяет доверие к себе и положительную самооценку. На негативном полюсе – видение в себе преимущественно недостатков, низкую самооценку, склонность к самообвинению.
·   Самоинтерес – отражение меры близости к себе, интерес к собственным мыслям и чувствам, уверенность в собственном интересе для других.
·   Ожидаемое отношение от окружающих.
3. Шкала Я- концепции Теннесси.
Опросник, предназначенный для подростков (с 12 лет) и взрослых. Содержит 90 пунктов, направленных на анализ Я – концепции и 10 пунктов шкалы лжи. С его помощью можно выявить глобальное самоотношение (самоудовлетворенность) и специфические формы самоотношения к своему телу, к себе как моральному субъекту, к себе как к члену семьи и т.д.

II. Диагностика специфики межличностных отношений.
1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Методика предназначена для исследования представлений человека о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
2. Методика «Q – сортировка» В. Стефансона.
Диагностика основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе. Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и «избегание борьбы». Тенденция к зависимости определена как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей – социальных и морально-этических. Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовывать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к «борьбе» – активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений.
3. Социометрический тест.
Исследует субъективные межличностные предпочтения (выборы) членов группы по определённым сферам. На основе полученных членом группы числа субъективных выборов определяются индивидуальный социометрический статус индивида (лидер, отверженный, изолированный), структура межличностных отношений, сплочённость группы и т.д.
4. Методики наблюдения и экспертной оценки. Ситуационный тест.
Методики исследования межличностных отношений, в которых акцент делается на объективное и обширное описание интерпретации, что впоследствии интерпретируется, исходя из определённых теоретических воззрений.
II. Диагностика семейных отношений.
1. Методика незаконченных предложений:
·   Для меня семья это…
·   Родители относятся ко мне, как к…
·   Родители нужны мне…
·   Все родители…
·   Когда собирается вся семья я чувствую…
2. Методика «Завершение истории».
3. Сочинение на тему «Зачем мне родители?»
4. Сочинение на тему «Моя семья».
IV. Диагностика производственных и социально-ролевых отношений.
1. Методика незаконченных предложений:
2. Методика «Завершение истории».
3. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
 
Форум » 12 КЛАСС » Консультирование » Методы исследования семейных отношений
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: